«Росянка»
В Калининграде на борту судна «Академик Сергей Вавилов» стартует IV Международная летняя школа
28 июня 2021
С 30 июня по 14 июля 2021 года Калининград готовится принимать ученых, студентов, аспирантов и лекторов на борту судна «Академик Сергей Вавилов» для участия в 51 комплексной научной экспедиции и IV Международной летней школе «Береговая зона моря: управление, исследования и перспективы». Организатором Школы является БФУ им. И. Канта совместно Атлантическим отделением Института океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук (АО ИО РАН). О предыдущих Школах можно почитать на сайте Атлантического отделения Института океанологии РАН.

Мероприятие пройдет в формате «Плавучий университет» в рамках работы базовой кафедры географии океана и морского консорциума БФУ им. И. Канта, ДВФУ и СевГУ. В этом году открытие Школы приурочено к Году науки и технологий в России, а также к 50-летию создания кафедры географии океана в БФУ им. И. Канта.
Дуэт БФУ им. И. Канта и АО ИО РАН уже четвертый год проводит такое знаковое мероприятие, как Международная летняя школа для молодых исследователей и обучающихся со всей России. Реальная экспедиция на реальном судне. Однако именно 2021 год, я уверен, положит начало новому вектору развития в совместной исследовательской деятельности университета и научной организации. Дело в том, что именно сейчас БФУ им. И. Канта в тесном сотрудничестве с АО ИО РАН разрабатывает стратегию создания и развития на территории нашего региона карбоновых полигонов. И одной из таких карбоновых площадок мы заявляем ключевую точку исследований предстоящей экспедиции — Гданьскую впадину (участок территориального моря Российской Федерации) вблизи от побережья Калининградской области), которая будет задействована для мониторинга и исследования вод Балтийского моря с целью оценки их эмиссионного и секвестиционного потенциалов в условиях различных природных и антропогенных изменений.

Что такое карбоновые полигоны? Это природные площадки, на которых проводится полевой анализ территории для расчета биомассы, видового состава растений и состояния почв, сбор информации при помощи космических и беспилотных систем, наземных сенсоров, после чего весь полученный массив данных анализируется с использованием машинного обучения для построения моделей, позволяющих экстраполировать сведения об углеродном балансе эталонной площадки на другие территории. Карбоновый полигон позволяет отработать комплекс научных и технологических решений для создания системы достоверного учета поглощения и выбросов парниковых газов, а также собрать массив экспериментальных данных для разработки уточненной методики оценки углеродного баланса природными экосистемами.

Плюс к этому, как и в случае с проводимой Международной летней школой, мы проектируем карбоновые полигоны именно в формате научно-образовательных площадок, на которых студенты БФУ будут приобретать компетенции, в прямом смысле слова, экологии и климатологии будущего.
Максим Демин, к.ф.-м.н., проректор по научной работе БФУ им. И. Канта
Участниками Школы в 2021 году станут 34 студента из 15 вузов и научных организаций, а также 17 преподавателей из 12 вузов и организаций. Студенты пройдут интенсив, состоящий из лекций и мастер-классов и посвященный вопросам экологии и природопользования, включая изменения климата. Планируется проведение деловой игры по морскому пространственному планированию.

География участников от Калининграда, Санкт-Петербурга и Москвы (БФУ им. И. Канта, КГТУ, АО ИО РАН, РГГМУ, РГПУ им. А. И. Герцена, ВСЕГЕИ, МГУ им. М. В. Ломоносова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова) до Перми (ПГНИУ) и Владивостока (ДВФУ), а также от Архангельска (САФУ) до Астрахани (АГУ), Крыма (КФУ им. В. И. Вернадского, СевГУ, ФИЦ ИнБЮМ, МГИ). Кроме того, мастер-классы будут проводить представители инженерной компании ООО «Фертоинг», выполняющей морские изыскания, а также представители СМИ и Музея Мирового океана.

На борту судна будут проводиться комплексные судовые работы на морской площадке карбонового полигона БФУ им. И. Канта: будут определены содержание в осадках углеводородных газов, биомасса и таксономический состав бентоса; температура и соленость воды, скорость первичной продукции фитопланктона, седиментационный поток органического углерода из слоя фотосинтеза ко дну моря, содержание в воде растворенных газов (углекислого газа, метана, сероводорода, кислорода), потоки углеводородных газов на границах «вода-дно» и «вода-атмосфера», рН, прозрачность воды; содержание биогенных веществ и органической взвеси; биомасса и таксономический состав водной биоты (фито-, бактерио- и зоопланктона).
Изучение морей и океанов не может происходить в формате лекций в традиционных аудиториях. Именно плавучие университеты позволяют реализовать подход «Обучение через исследования». А корабли науки — это наилучший вариант мобильных студенческих кампусов. Кроме того, студенты на судах работают вне информационного шума из-за отсутствия мобильной связи на судах. Получается такой бесплатный цифровой детокс, включающий смену обстановки и полное погружение в научно-образовательную работу.
Лейла Баширова, к.г.-м.н., зам. директора по научной работе АО ИО РАН, старший научный сотрудник лаборатории морского природопользования кафедры географии океана БФУ им. И. Канта
Это уже вторая комплексная съемка на морской площадке карбонового полигона в рамках реализации программы «Карбоновые полигоны» в Калининградской области. Молодые ученые смогут приобрести бесценный экспедиционный опыт, узнают, как написать заявку на грант и как организовать научную морскую экспедицию, а также рассказать о своем исследовании и обсудить направления дальнейшей научной работы с ведущими российскими учеными.

В рамках работы Школы пройдет круглый стол «Плавучие университеты» с участием Минобрнауки Р Ф, представителей БФУ им. И. Канта, АО ИО РАН, НИУ ВШЭ и САФУ. На круглом столе будут обсуждаться вопросы организации плавучих университетов и возможности использования научных судов в качестве мобильных морских студенческих кампусов.